Окна

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

Купидон, спрятанный в картине Вермеера 200 лет назад, предстанет перед зрителями

Купидон, спрятанный в картине Вермеера 200 лет назад, предстанет перед зрителями

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Изображение картины с Амуром на стене позади девушки под слоем краски было обнаружено исследователями еще 40 лет назад. Однако все эти годы специалисты были уверены, что закрасил его сам Вермеер. В 2017 году началась серьезная реставрация «Девушки с письмом у открытого окна». Несмотря на хорошее состояние картины, ее начали для того, чтобы удалить с полотна пожелтевший лак — со временем он серьезно изменил цветовую гамму шедевра. В процессе работы реставраторы исследовали более глубокие слои краски и смогли доказать, что Амур на стене был закрашен значительно позднее. На нем даже есть частицы обычной грязи, то есть картина в изначальном варианте висела на стене несколько десятков лет, после чего, по неизвестным причинам, изображение было скрыто.

Интересно, что на картине были еще несколько деталей, измененных художником в процессе работы над полотном. Например, голова девушки была изначально сильнее повернута от зрителя (отражение в стекле, кстати, больше соответствует этому), а на столе, накрытом вместо скатерти персидским ковром, стоял большой бокал «ромер» на высокой ножке. Вермеер затем закрыл его зеленым занавесом. Эти небольшие тайны, скрытые под слоями краски, лишний раз убеждали специалистов в том, что и Амур на стене был закрашен самим художником. После того как было доказано, что это не так, картину решили вернуть к авторскому замыслу.

Искусствоведы считают, что «картина в картине» существенно изменит эмоциональный характер полотна. Его главной особенностью всегда считалась некоторая недосказанность. Девушка, стоящая у окна, полностью поглощена своими мыслями. Мы можем лишь догадываться о них, благодаря некоторым символам, обычным для живописи той эпохи. Открытое окно говорит о желании вырваться из тесного пространства, а фрукты на столе, считается, несут четкий эротический подтекст (грехопадение Евы). Изображение бога любви, конечно, сделает этот символизм гораздо более ярким и однозначным. Правда, как предупреждают специалисты, картина станет менее «молчаливой».

Этот же Купидон присутствует и на других картинах Вермеера. Известно, что некоторые вещи, видимо, бывшие в распоряжении художника, частенько «путешествовали» по его полотнам. Так, например, богатую желтую накидку с горностаем мы можем видеть сразу на нескольких женских портретах. Картина с Амуром же висит на стене позади «Дамы, стоящей у вирджиналя». Ученые уверены, что такое полотно действительно принадлежало Вермееру и иногда становилось героем композиции. В реестре имущества его вдовы, составленном в 1676 году, есть упоминание о «Купидоне». Кстати, одним из возможных объяснений исчезновения его с картины считается неприкрытая нагота пухленького младенца. Возможно, что какому-то из владельцев картины уже после смерти художника она показалась нескромной.

Известно, что как минимум еще на одном своем полотне Вермеер в процессе работы действительно закрасил картину на стене. Речь идет о «Молочнице». Рентгеновские исследования показали, что за женщиной висел какой-то предмет, возможно, карта. Считается, что художник остановился в результате на более лаконичной композиции, чтобы не перегружать картину деталями. Подобные исследования всегда очень интересны, так как позволяют проследить процесс работы мастера, возможно, даже лучше понять его замысел.

Что же касается «Девушки с письмом у открытого окна», то возвращение ее к авторскому замыслу теперь только вопрос времени. С помощью скальпеля и микроскопа специалист Кристоф Шёльцель из Дрездена проводит тщательную очистку живописного слоя, удаляя более поздние изменения. Начался этот процесс в 2018 году, а закончится в 2020-м. В мае-июне этого года посетители Галереи Земпера в Дрездене имели уникальную возможность увидеть наполовину восстановленную картину. Сейчас полотно уже вернулось в лабораторию и процесс «освобождения» бога любви продолжается.

Любителям подрисовывать что-либо на картинах и фотографиях, несомненно понравится то, как польская компания «обула» классические портреты .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Открытие реставраторов — авторская версия известной картины Вермеера

Ян Вермеер Дельфтский — Девушка читающая письмо у открытого окна

Сенсационное открытие сделали реставраторы, работающие над картиной Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Они обнаружили, что Купидон, который изначально находился над главной героиней, на самом деле был закрашен не самим художником, как предполагалось ранее, а кем-то другим, через десятилетия после смерти мастера. Теперь, спустя столетия, фигура вновь появляется на полотне и у посетителей Галереи Земпера в Дрездене с 8 мая по 16 июня появится редчайшая возможность увидеть наполовину восстановленную картину.

Ян Вермеер — Девушка, читающая письмо у открытого окна (фрагмент) — в процессе реставрации

О том, что на оригинальном холсте была изображена картина с Амуром, висящая позади главной героини, стало известно 40 лет назад, когда работу просветили рентгеном.

«Но учёные всегда предполагали, что Вермеер сам закрасил его», — говорит Ута Нейдхардт, старший реставратор Дрезденской картинной галереи. Однако лабораторные исследования убедительно доказали, что фигура была скрыта только спустя десятилетия после того, как художник из Дельфта завершил картину. Теперь решено вернуть изображению первоначальный вид.

«На Купидоне был даже найден слой грязи над оригинальным лаком, доказывающий, что картина находилась в своём первоначальном состоянии в течение десятилетий», — утверждает Нейдхардт. Перекраска также была немного темнее того цвета, что использовал Вермеер на заднем плане своей работы, потому что «корректору» нужно было компенсировать потемнение лака на оригинале.

«Открытие делает это полотно совершенно другой картиной», — говорит эксперт.

Ян Вермеер — Девушка, читающая письмо открытого окна — в процессе реставрации

Искусствовед Норберт Шнейдер в своё время указывал, что персики, лежащие в миске на столе рядом с девушкой, — это символ внебрачных отношений, а, следовательно, письмо является либо началом, либо продолжением любовной связи. Купидон на стене подтверждает эту теорию.

Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна», созданная примерно в в 1657-1659 годах, находится в Картинной галерее Дрездена с 1742-го. Тогда польский король Август III Саксонский приобрёл её как работу Рембрандта. Спустя почти 85 лет она так же ошибочно была приписана Питеру де Хоху. Однако в 1860 году французский искусствовед Теофиль Торе признал её одним из 35 произведений Вермеера.

Ян Вермеер — Дама стоящая у вирджиналя — 1670-е — Национальная галерея, Лондон

Такое же изображение амура встречается на полотне «Дама, стоящая у вирджиналя» из Национальной галереи в Лондоне. Учёные полагают, что это была реальная картина, которой владел Вермеер: в реестре имущества его вдовы, составленном в 1676 году, есть упоминание о «Купидоне».

Художник часто ссылался на другие произведения искусства в своих картинах, чтобы расширить или прокомментировать повествование.

Ута Нейдхардт признаёт, что некоторые зрители, знакомые с картиной до реставрации, с появлением Купидона могут утратить ощущение безмолвия в ней и погружения в себя.
Реставрацию «Девушки, читающей письмо у открытого окна» начал в 2017 году специалист Кристоф Шёльцель из Дрездена. Хотя картина находилась в хорошем состоянии, её поверхность была покрыта лаком, который со временем потемнел и сделал холодные, изысканные цвета картины желтоватыми. На первом этапе Шёльцель сосредоточился на удалении этого слоя.

В ходе работ были проведены лабораторные и рентгеновские исследования, которые подтвердили, что перекраска была сделана значительно позже, чем закончена картина. В начале 2018 года было принято решение удалить более поздний слой и вновь явить публике Амура.
Кристоф Шёльцель кропотливо работает с микроскопом и скальпелем, снимая краску так, чтобы не повредить оригинальный слой картины Вермеера.

Купидон очищен пока лишь наполовину; считается, что для завершения работы потребуется ещё как минимум год. Тем не менее, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» в её нынешнем восстановленном наполовину состоянии будет выставлена с 8 мая по 16 июня в Галерее Земпера в Дрездене.

Ян Вермеер — Сводница — 1656
Жанровая сцена «У сводни» («Сводница») — ещё одна картина Яна Вермеера в коллекции Дрезденской галереи старых мастеров.

По окончанию Второй мировой войны «Девушка с письмом у открытого окна» была вывезена в СССР, но позднее руководство страны приняло решение вернуть картину «во имя укрепления и развития дружбы между советским и немецким народами». Дрезден находился на территории ГДР — дружественного СССР социалистического государства. Некоторые искусствоведы и хранители советских музеев, потерявших сотни экспонатов во время войны, предлагали пожертвовать шедевр Вермеера и «Спящую Венеру» Джорджоне Советскому Союзу «в знак признательности за сохранение и возвращение всемирно известных сокровищ Дрезденской галереи». Но немцы на это не согласились, и полотна вернулись в Германию в 1955 году.

В Дрездене хранятся две картины Яна Вермеера. Вторая — «Сводница» — была восстановлена в период с 2002 по 2004 год.

Ян Вермеер: свет в окне

31 октября исполняется 385 лет со дня рождения великого голландского живописца Яна Вермеера Делфтского. Свет в окне – главный герой и объект исследования мастера. Сюжеты почти всех его полотен разворачиваются около окна, что создает уникальную атмосферу работ мастера и определяет его творческий почерк. Подробности в материале портала ОКНА МЕДИА.

Ян Вермеер: Свет в окне как главный герой

Вермеер творил в голландском городе Делфт в 17 веке. Он прожил недолгую по сегодняшним меркам жизнь – 43 года (с 1632 по 1675 год), что, однако, было нормой для позднего Средневековья. Сегодня, наряду с Рембрандтом и ванн Хаальсом, Вермеер Делфтский – третий «великий голландец» эпохи нидерландского Золотого века в живописи. Однако при жизни, как это часто бывает с художниками, его творчество не было оценено в должной мере – слава и деньги к полотнам Йоханнеса пришли гораздо позже, в начале 19 века.

Фото: Ян Вермеер, автопортрет

В отличие в своих соратников по живописному цеху, Вермеер не был плодовит. Известно 35 его полотен и 5 картин, которые до сих пор атрибутируются кистью мастера с долей большого сомнения. Заказчики упрекали Йоханнеса за медлительность, хотя щедро платили. «Вид Делфта», согласно данным из каталога 17 века, был продан за 200 гульденов, при том что покупка средней руки недвижимости в Делфте того времени обходилась в 500 монет. Городские пейзажи – не типичный для мастера Делфта жанр. Есть всего две работы, изображающие панораму города: «Улочка» и «Вид Делфта». Часть ученых полагает, что для их прорисовки художник использовал специальные оптические приборы – камеры обскура. Именно эти технические приспособления позволили ему добиться документальной точности изображения на картинах.

Фото: Ян Вермеер «Вид Делфта»

Доподлинно об использовании обскур в творческой лаборатории Вермеера неизвестно, об этом ведут многочисленные споры искусствоведы. А вот что ясно без сомнений – Ян Вермеер виртуозно владел колористикой, мастерством передачи нюансов оттенков, возникающих в самых разных, сложных ситуациях освещения от окна. Почти каждая его работа построена на сюжете в интерьере с падающим из окна естественным светом.

Интерьер Яна Вермеера: рожденный светом в окне

Закрытое, открытое, утром, днем, вечером и с приспущенной шторой – окно, неизменный объект не просто изображения, а самой жизни. Без него не возможен сюжет ни на одном полотне Вермеера: ведь все происходящее существует в интерьере исключительно благодаря оконному свету. Убери его – и исчезнет сюжет. Глубокая философская подоплека и христианский символизм такой приверженности окну и льющимся из него лучам несомненны. Окно как источник света почти всегда расположено слева. Но его «светопропускная» способность варьируется и исследуется мастером от полотна к полотну.

Фото: Ян Вермеер «Молочница»

Вот, молочница на одноименной картине, наливающая молоко из кувшина к завтраку ранним утром. Тихий сумрачный свет начала дня скользит из высокого небольшого окна, отдавая мраморный отсвет стенам и коже, ткани и хлебу, чуть бликуя на глине. Деревянные шпросы и мутноватое стекло в окне старого голландского дома препятствуют яркому прямому освещению. Серовато-белесая дымка, неизменно покрывающая все полотна Вермеера приглушенностью тона, – не выдумка, а фиксация данности места и времени.

Фото: Ян Вермеер «Бокал вина»

«Бокал вина» полон яркими акцентами в винных тонах: серединный рубиновый фрагмент витража, светло-карминовое платье женщины, красноватая плитка на полу, терракотовые оттенки гобелена на столе как будто раскрывают причины и следствия сюжета через цветовую драму. Свет из окна падает неравномерно, пучками, преломляясь в цветном витраже, извиваясь между витражных скреп. Сцена свидания намеренно изображена в интерьере с витражным окном, которое преображает освещение и предметы через палитру нюансов, сообщает помещению романтизм и таинственность.

Великий голландец: исследования пространства окна

Вермеер окрашивает бытовой сюжет смыслами посредством возможностей света, льющегося из окна.

Фото: «Девушка, читающая письмо у открытого окна»

Знаменитое полотно «Девушка, читающая письмо у открытого окна» выдает глубокую внутреннюю напряженность и эмоциональность героини с помощью деталей окна. Девушка подходит к окну, ей мало просто быть у источника света, она распахивает оконную створку, чтобы в полной мере погрузиться в написанный на бумаге текст, не упустив ничего. Руки цепко держат послание, губы чуть приоткрыты, она полностью погружена в чьи-то важные для нее слова. В оконном отражении справа блестит силуэт — анфас ее лица. Благодаря открытому окну художник дает сразу две проекции изображения.

Фото: «Дама, стоящая у вирджиналя»

Пространство вблизи окна становится своеобразной «зоной исследования» для колориста Вермеера: исследования возможностей света и цвета в их парном движении. Так, например, известное полотно «Дама, стоящая у вирджиналя» необычно ракурсом изображения. Ян Вермеер пишет свою героиню вполоборота спиной к окну, хотя гораздо лучше ее черты были бы заметны, поменяй он ракурс на противоположный. Позади остается большое, в рост дамы, окно со светлыми рамами, дающее максимум света, она тоже стоит в тени, и основной световой поток достается Амуру на картине над головой героини. Можно только предполагать, какими скрытыми смыслами наделяет сюжет такое распределение ракурсов и освещения. И так – с каждой бесценной картиной Вермеера, намекающей в простоте быта на многое.

Искусство вечное как свет

Художник закончил свои дни в нищете, война с Францией и инфляция вынудили его брать кредиты, с которыми ему было не справиться, несмотря на то, что большую часть жизни ему посчастливилось прожить в статусе состоятельного буржуа. Его многочисленное потомство – 11 детей, и супруга, остались без средств. После смерти мастера его жена покрыла долги семьи в счет продажи наследства – фамильной таверны в центре Делфта и полотен супруга.

Фото: «Девушка с жемчужной сережкой»

После смерти Вермеера платили за них смехотворно мало. Наиболее известная сегодня работа мастера «Девушка с жемчужной сережкой» вместе с «Видом Делфта» продавались на разных аукционах в течение нескольких столетий по цене от 2 до 17 гульденов. Один из современников Йоханнес писал, что «и шесть гульденов за такие работы много». В 21 веке похищенный «Концерт» Вермеера оценивается в 100 миллионов долларов. Большинство картин Вермеера можно увидеть в собраниях Гааги, Маурицхёйса, Лондона, Дублина, Дрездена, Франции, галереях США. Признание пришло к мастеру спустя века. Но если учесть, что искусство вечно, – это не поздно.

Ян Вермеер: свет в окне

31 октября исполняется 385 лет со дня рождения великого голландского живописца Яна Вермеера Делфтского. Свет в окне – главный герой и объект исследования мастера. Сюжеты почти всех его полотен разворачиваются около окна, что создает уникальную атмосферу работ мастера и определяет его творческий почерк. Подробности в материале портала ОКНА МЕДИА.

Ян Вермеер: Свет в окне как главный герой

Вермеер творил в голландском городе Делфт в 17 веке. Он прожил недолгую по сегодняшним меркам жизнь – 43 года (с 1632 по 1675 год), что, однако, было нормой для позднего Средневековья. Сегодня, наряду с Рембрандтом и ванн Хаальсом, Вермеер Делфтский – третий «великий голландец» эпохи нидерландского Золотого века в живописи. Однако при жизни, как это часто бывает с художниками, его творчество не было оценено в должной мере – слава и деньги к полотнам Йоханнеса пришли гораздо позже, в начале 19 века.

Фото: Ян Вермеер, автопортрет

В отличие в своих соратников по живописному цеху, Вермеер не был плодовит. Известно 35 его полотен и 5 картин, которые до сих пор атрибутируются кистью мастера с долей большого сомнения. Заказчики упрекали Йоханнеса за медлительность, хотя щедро платили. «Вид Делфта», согласно данным из каталога 17 века, был продан за 200 гульденов, при том что покупка средней руки недвижимости в Делфте того времени обходилась в 500 монет. Городские пейзажи – не типичный для мастера Делфта жанр. Есть всего две работы, изображающие панораму города: «Улочка» и «Вид Делфта». Часть ученых полагает, что для их прорисовки художник использовал специальные оптические приборы – камеры обскура. Именно эти технические приспособления позволили ему добиться документальной точности изображения на картинах.

Фото: Ян Вермеер «Вид Делфта»

Доподлинно об использовании обскур в творческой лаборатории Вермеера неизвестно, об этом ведут многочисленные споры искусствоведы. А вот что ясно без сомнений – Ян Вермеер виртуозно владел колористикой, мастерством передачи нюансов оттенков, возникающих в самых разных, сложных ситуациях освещения от окна. Почти каждая его работа построена на сюжете в интерьере с падающим из окна естественным светом.

Интерьер Яна Вермеера: рожденный светом в окне

Закрытое, открытое, утром, днем, вечером и с приспущенной шторой – окно, неизменный объект не просто изображения, а самой жизни. Без него не возможен сюжет ни на одном полотне Вермеера: ведь все происходящее существует в интерьере исключительно благодаря оконному свету. Убери его – и исчезнет сюжет. Глубокая философская подоплека и христианский символизм такой приверженности окну и льющимся из него лучам несомненны. Окно как источник света почти всегда расположено слева. Но его «светопропускная» способность варьируется и исследуется мастером от полотна к полотну.

Фото: Ян Вермеер «Молочница»

Вот, молочница на одноименной картине, наливающая молоко из кувшина к завтраку ранним утром. Тихий сумрачный свет начала дня скользит из высокого небольшого окна, отдавая мраморный отсвет стенам и коже, ткани и хлебу, чуть бликуя на глине. Деревянные шпросы и мутноватое стекло в окне старого голландского дома препятствуют яркому прямому освещению. Серовато-белесая дымка, неизменно покрывающая все полотна Вермеера приглушенностью тона, – не выдумка, а фиксация данности места и времени.

Фото: Ян Вермеер «Бокал вина»

«Бокал вина» полон яркими акцентами в винных тонах: серединный рубиновый фрагмент витража, светло-карминовое платье женщины, красноватая плитка на полу, терракотовые оттенки гобелена на столе как будто раскрывают причины и следствия сюжета через цветовую драму. Свет из окна падает неравномерно, пучками, преломляясь в цветном витраже, извиваясь между витражных скреп. Сцена свидания намеренно изображена в интерьере с витражным окном, которое преображает освещение и предметы через палитру нюансов, сообщает помещению романтизм и таинственность.

Великий голландец: исследования пространства окна

Вермеер окрашивает бытовой сюжет смыслами посредством возможностей света, льющегося из окна.

Фото: «Девушка, читающая письмо у открытого окна»

Знаменитое полотно «Девушка, читающая письмо у открытого окна» выдает глубокую внутреннюю напряженность и эмоциональность героини с помощью деталей окна. Девушка подходит к окну, ей мало просто быть у источника света, она распахивает оконную створку, чтобы в полной мере погрузиться в написанный на бумаге текст, не упустив ничего. Руки цепко держат послание, губы чуть приоткрыты, она полностью погружена в чьи-то важные для нее слова. В оконном отражении справа блестит силуэт — анфас ее лица. Благодаря открытому окну художник дает сразу две проекции изображения.

Фото: «Дама, стоящая у вирджиналя»

Пространство вблизи окна становится своеобразной «зоной исследования» для колориста Вермеера: исследования возможностей света и цвета в их парном движении. Так, например, известное полотно «Дама, стоящая у вирджиналя» необычно ракурсом изображения. Ян Вермеер пишет свою героиню вполоборота спиной к окну, хотя гораздо лучше ее черты были бы заметны, поменяй он ракурс на противоположный. Позади остается большое, в рост дамы, окно со светлыми рамами, дающее максимум света, она тоже стоит в тени, и основной световой поток достается Амуру на картине над головой героини. Можно только предполагать, какими скрытыми смыслами наделяет сюжет такое распределение ракурсов и освещения. И так – с каждой бесценной картиной Вермеера, намекающей в простоте быта на многое.

Искусство вечное как свет

Художник закончил свои дни в нищете, война с Францией и инфляция вынудили его брать кредиты, с которыми ему было не справиться, несмотря на то, что большую часть жизни ему посчастливилось прожить в статусе состоятельного буржуа. Его многочисленное потомство – 11 детей, и супруга, остались без средств. После смерти мастера его жена покрыла долги семьи в счет продажи наследства – фамильной таверны в центре Делфта и полотен супруга.

Фото: «Девушка с жемчужной сережкой»

После смерти Вермеера платили за них смехотворно мало. Наиболее известная сегодня работа мастера «Девушка с жемчужной сережкой» вместе с «Видом Делфта» продавались на разных аукционах в течение нескольких столетий по цене от 2 до 17 гульденов. Один из современников Йоханнес писал, что «и шесть гульденов за такие работы много». В 21 веке похищенный «Концерт» Вермеера оценивается в 100 миллионов долларов. Большинство картин Вермеера можно увидеть в собраниях Гааги, Маурицхёйса, Лондона, Дублина, Дрездена, Франции, галереях США. Признание пришло к мастеру спустя века. Но если учесть, что искусство вечно, – это не поздно.

Искусство

Популярные публикации

Последние комментарии

Ян Вермер Делфтский (1632—1675)

Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя — Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.).

Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.
Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.

Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество.
Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок . Хотя есть одна — «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город.’

Правда, оценили его искусство только в середине XIX в., когда французский критик Т. Торе-Бюрже «застыл» в гаагском музее, ошеломленный мерцающим голубоватым светом, исходившим от небольшого пейзажа «Вид Делфта». Покоренный картиной парижанин поставил перед собой непростую задачу — разыскать другие шедевры неизвестного мастера и увлек этой идеей таких ценителей искусства, как Т. Готье, братья Гонкур, М. Дюкан.

Многолетние поиски принесли странный результат: картин оказалось всего тридцать пять.

Шедеврами Вермера гордятся лучшие коллекции мировой живописи. А вот об их авторе, жившем в центре Европы, сведений до обидного мало.

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом изАнтверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

Образование

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Семья и работа

20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.

В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.

Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму Iза 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.

В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.

Последние годы жизни

К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.

В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.

Художественный стиль

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городскихпейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.

По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы

Женщина, читающая письмо

Выбрать раму:

Галерейный подрамник вешается на стену без рамы в виде постера. Галерейная натяжка — вид безрамного оформления репродукций на холсте. Картина на холсте натягивается на подрамник, и закрепляется не на боковой стороне, как принято а сзади. На боковые стороны обычно попадает или часть изображения или специально напечатанное фоновая заливка цветом в тональности картинки (пожелания лучше уточнять по телефону). Холст аккуратно заворачивается в углах и выглядит прекрасно без рамы.

Выберите обычный подрамник для выбора рамы.

Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна».

7-слойная старофламандская техника живописи.

Оригинальный размер: 70×90 см,

Год создания: 1663 г.

Одна из лучших его работ – «Девушка, читающая письмо» (в некоторых источниках эта картина носит название «Девушка с письмом»). В центре скромной комнаты у раскрытого окна стоит юная девушка и, чуть склонив голову, внимательно читает письмо. Под влиянием кисти мастера несложная бытовая сцена превращается в прекрасное зрелище, полное умиротворения и таинственной тишины. Простой, жизненный образ девушки полон задумчивого поэтического обаяния. Голубой узор фаянсовой тарелки, золотистые краски сочных плодов, мягкие красные оттенки ковра составляют яркий и красочный аккорд. Художник, вглядываясь в предметы быта, открывает для зрителя в повседневной жизни мир возвышенный и удивительный. Современники высоко ценили работы Вермеера за непревзойденную технику живописи маслом, богатую игру оттенков, удивительную выписанность деталей. Именно поэтому копировать Вермеера – отнюдь не легкий труд, требующий максимальной отдачи от художника. Такой подход мы встречаем в копии картины Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» кисти Ольги Рыбаковой. Игра красочных бликов и рефлексов, вибрация воздуха и света, богатство фактуры предметов, будь то занавески или покрывало, тарелка с яблоками или окно – все воспроизведено здесь с величайшим искусством. Портрет девушки как будто оживает на наших глазах. Выполненная в семислойной старофламандской технике копия картины поражает взгляд мастерством художника, разгадавшего особенности стиля автора оригинального произведения и передавшего их в первозданном виде. Сила реалистического искусства данной жанровой картины такова, что если источник света будет падать на неё слева, то это создаст эффект присутствия изображенной девушки в реальном пространстве.

Картина Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» находится в Дрезденской картинной галерее. Она экспонируются на одном этаже с «Сикстинской мадонной» Рафаэля Санти, но в противоположном конце длинной анфилады залов. Сюжет и композиция картины предельно просты: девушка читает любовное письмо. У современного зрителя возникает вопрос, почему любовное? Ведь ему не всегда знакомы символы и скрытый смысл некоторых деталей, которыми наполнены картины голландских художников со времен Босха. Вглядитесь в натюрморт на первом плане, отделяющий зрителей от фигуры девушки. На роскошном восточном ковре — дельфтское фаянсовое блюдо с фруктами. Фрукты — символ плотского удовольствия и быстротечности человеческой жизни, а яблоко, как известно, напоминает о грехопадении. Первоначально художник хотел изобразить на стене еще один символ любви — фрагмент картины с купидоном-почтальоном любовных писем. В одной из монографий, посвященных творчеству Вермеера, была опубликована фотография картины, сделанной в рентгеновских лучах. Там ясно просматривался купидон. Он держал карту с изображением цифры I, а под ним был девиз «Perfektus Amor est nisi ad unun» — «Истинная любовь верна лишь кому-то одному». Потом художник убрал купидона, оставив стену «обнаженной», чтобы ничто не мешало любоваться девушкой.

Гений Вермеера проявился в этой картине в некой недосказанности и в умении передать теплоту лирического чувства, интимность настроения. Художник расположил фигуру в центре картины, но не на первом плане, а несколько отодвинув ее вглубь комнаты. Не зря в картине появился занавес. Первоначально на этом месте был написан ремер — высокий кубок в форме чаши тонкого стекла на массивной цилиндрической ножке. Штанга, на которой висит занавес, сам занавес и темная масса стола, на который накинут ковер, служат рамой или кулисами, отделяющими зрителя от застывшей фигуры. Действия как такового нет, но фрукты, которые словно в замедленном кино плавно скатываются с блюда, лишают картину статичности и усиливают впечатление мгновенности момента. Вермеер дал нам возможность на миг заглянуть туда, куда обычно посторонних не пускают — в интимный мир девушки. Мысли ее поглощены письмом, кажется, что сейчас вздрогнут губы, произнося слова, написанные в письме. В оконной раме отражается лицо, на котором художник сумел передать, как вздрагивают ресницы. В комнате стоит волшебная тишина, и только чуть-чуть шелестит листок в руках девушки. Еще момент, она закончит читать и посмотрит в окно, откуда льется солнечный свет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector
Автор:Вермеер Ян
Арт-стильГолландская живопись
Тематика:Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:да нет